Первый обзор нового поколения родстера Mazda MX-5

 

Исторически точное четвертое поколение, которое нас потрясло. Чисто теоретически, если бы мне завязали глаза и сказали ехать вперед, то уже через пару минут я бы понял, что сижу за рулем Mazda MX-5 Miata 2016 модельного года. Существуют определенные аспекты управления Miata, свойственные каждому поколению родстера Mazda и создающие по-настоящему уникальный симбиоз автомобиля и водителя. Я могу без проблем назвать целый ряд машин, которые способны предложить почти такие же ощущения, но ни одна из них не в состоянии создать ту особую магию, секретом которой обладает Miata. В Mazda прекрасно знают, что их Miata — очень особенный автомобиль. Одни только дискуссии между инженерами и дизайнерами компании по поводу четвертого поколения модели способны заворожить. Невероятное внимание к деталям обусловлено тем, что каждый вовлеченный в эту программу специалист осознает, что важнейшая задача проекта — сделать новый автомобиль максимально близким по духу к его предшественникам. Он не может быть просто хорошим родстером — так же, как и просто отличной Mazda: он должен быть отличной MX-5 Miata. Но компания хотела не просто улучшить Miata третьего поколения, дебютировавшую в 2006 году. Они хотели привязать четвертое поколение к оригинальному, первому автомобилю, выпущенному в далеком 1989-м. Тогда Miata была менее мощной, с 1,6-литровым мотором в 115 л.с. и 135 Нм крутящего момента. Команда Mazda утверждает, что гордится каждым автомобилем MX-5 Miata, но именно эту специфическую модель первого поколения они считают «самой правильной», другими словами, самой близкой к оригинальной идее Miata. Поэтому, прежде чем мне позволили прокатиться по извилистым испанским дорогам за рулем MX-5 2016 года, представители Mazda настояли на том, чтобы я провел какое-то время с оригинальной Miata первого поколения, очаровательной малышкой цвета морской волны, которая, несмотря на 239 000 км пробега, все еще неподражаема. Легкость, отзывчивость и идеальный баланс — воплощение гармонии между водителем и автомобилем, которое Mazda хотели вложить в каждую модель Miata. Руководство Mazda также считает, что именно первое поколение модели было правильного размера. Так что они «отрезали» семь сантиметров от кузова третьего поколения и поместили на незначительно укороченную колесную базу (1,5 см). На самом деле, эти размеры означают, что новая Miata более чем на три сантиметра короче оригинала и всего на пять миллиметров выше. В нашу эпоху постоянно увеличивающихся габаритов это выдающееся достижение. Имеет место и значительное снижение веса. И хотя на данный момент точные данные касательно четвертого поколения еще неизвестны, речь идет о разнице в 100 кг в сравнении с предшественником. Другими словами, ожидаемая снаряженная масса новинки будет в районе 998 кг в комплектации для японского внутреннего рынка; это всего на 45-90 кг больше оригинала, и это с учетом дополнительного оборудования. Добились такой низкой массы Mazda, как вы, наверняка, уже догадались, за счет использования алюминиевых компонентов и увеличения доли высокопрочной стали в конструкции автомобиля. Поскольку команда Miata уделяла огромное внимание деталям, то алюминий они внедрили в самые отдаленные от центра тяжести элементы, чтобы сконцентрировать основной вес как можно ниже и ближе к центру кузова. По этой же причине двигатель сместили на 13 миллиметров вниз и на 15 миллиметров назад. Теперь он полностью расположен за передней осью, что чисто технически делает Miata автомобилем с передне-средним расположением двигателя. Я мог бы погрузиться в дискуссии о вопросах стиля, но, думаю, вы и сами изучили десятки качественных снимков, а наш исполнительный редактор, счастливый обладатель Miata второго поколения, уже высказал массу комментариев по этому поводу. Просто знайте: стиль разрабатывался формы ради, а не функциональности для. Не нравятся фары? Очень плохо. В Mazda хотели опустить капот как можно ниже, и уже потом задумались о том, как разместить прожекторные светодиодные фары. Это более агрессивный автомобиль, и на дороге он выглядит великолепно. В структуре матерчатого верха теперь присутствует алюминий, и, опережая ваш вопрос, пока неизвестно, будет ли предложен вариант с жесткой, убирающейся при помощи электропривода, крышей. Правда, если верить просочившимся в прессу слухам, этот вариант можно смело списывать со счетов. Тканевая крыша так же проста в обращении, как и прежде: отстегиваете и складываете позади себя. Это еще одна немаловажная особенность Miata: водитель не должен быть зажат в кокпите, он может легко поворачиваться и ориентироваться в ситуации. К оснащению салона я  еще вернусь, а пока вы можете оценить простоту эксплуатации мягкого верха, просмотрев видео. Конечно, если на улице льет как из ведра, то не стоит выезжать на Miata даже и с поднятой крышей. Езда же с опущенным верхом имеет настолько большое значение для Mazda, что обшивка дверей и передних стоек была специально спроектирована таким образом, чтобы направлять потоки воздуха поверх салона и по бокам кузова, чтобы водитель ощущал «приятный бриз», как выразился один из инженеров. Далее, чтобы сделать езду с опущенным верхом еще более привлекательной, в Mazda снова установили динамики в подголовники, так что выкручивать звук на максимум не придется. Во время поездки по окрестностям Барселоны самым популярным саундтреком для меня был звук самой Miata. Я сосредоточился на приглушенном, но в то же время приятном звучании выхлопа MX-5, дополненном пением мотора, который теперь звучит менее резко и надсадно. Вы по-прежнему легко определите наличие четырехцилиндрового двигателя под капотом, но его голос стал утонченнее, чем прежде. Когда машина прибудет в США, что случится чуть позже в этом году, Miata будет предлагаться с рядным четырехцилиндровым двигателем Skyactiv-G объемом два литра мощностью 155 л.с. и 200 Нм крутящего момента. Поверьте, вы не будете скучать об утраченных «лошадках». Да, я понимаю, что это на 12 л.с. меньше, но подумайте вот о чем: вы получаете прибавку в 11 Нм крутящего момента, и это при том, что машина стала легче на 100 кг. И вот откуда я все это знаю: я ездил на менее мощной версии и все равно получил массу удовольствия. Если верить представителям компании, в мире существует всего несколько полностью рабочих прототипов Miata четвертого поколения, и четыре из них были привезены в Испанию для подобных тестов. Все они в спецификации для японского рынка (обратите внимание на бейджик «Roadster» вместо «MX-5»), а значит, оснащены менее мощными 1,5-литровыми четырехцилиндровыми двигателями Skyactiv-G, которые не будут поставляться в Соединенные Штаты. Этот силовой агрегат, предназначенный для продажи в других странах, выдает всего 129 л.с. при 7000 оборотов и 150 Нм при 4800. Но я обещаю — искренне, серьезно, честно — этого вполне достаточно. Медлителен ли этот автомобиль, когда на шоссе на скорости 120 км/ч и шестой передаче вы жмете на газ? Да. Это что-то из разряда, что нельзя исправить переключением на четвертую и уверенным нажатием на педаль акселератора? Ни в коем случае. Что немаловажно, машина сбалансированная и легкая, не говоря уже о пересмотренной топливной карте и более прямолинейном ускорении. На хорошей второстепенной дороге и в повседневных поездках, на мой взгляд, 1,5-литровый двигатель вполне справится даже и в США. Кроме того, Mazda утверждают, что 1,5-литровый мотор «воплощает концепцию MX-5» намного лучше двухлитрового агрегата. Хорошие второстепенные дороги составили львиную долю моей поездки за рулем Miata, и я смог как следует нагрузить этот мотор и покорить на праворульном «малыше» немало интересных поворотов. Кроме того, это позволило выявить еще одну интересную особенность MX-5: этот небольшой автомобиль может доставить массу удовольствия на разрешенных законом скоростях. Nissan GT-R удивительный и все такое, но он безумно скучный на скорости 80 км/ч. Miata же, с другой стороны, легко раскручивается до пиковых 7500 оборотов на второй передаче, обеспечивая массу положительных эмоций на скорости, не грозящей вам неминуемым тюремным сроком. Если говорить о динамике, то четвертое поколение MX-5 не предлагает каких-либо революционных решений. Но это и хорошо, ведь Miata всегда была неподражаемо очаровательной, одновременно прощающей и собранной на неидеальных поверхностях. В настройках ее подвески учтены, кажется, все нюансы: кивки, крены кузова, попадание в ямки. Мог бы этот автомобиль меньше крениться в поворотах? Возможно. Но мне бы этого совсем не хотелось. И команда Mazda придерживается такой же позиции. Вместо этого водителя решено разместить чуть выше, чтобы он без проблем мог видеть передний край машины и понимать, где именно находятся все четыре колеса в каждый момент времени. На самом деле, инженеры разработали посадочное место водителя таким образом, чтобы он находился практически в центре автомобиля, так что зрительная ось всегда направлена точно вперед, даже когда нос машины ныряет при резком замедлении перед входом в поворот. Вне зависимости от скорости и ситуации, я всегда точно понимал, сколько веса приходится на каждое колесо и мог филигранно дозировать усилие на педаль акселератора или поворот руля, чтобы не потерять контроль. Нажмите на правую педаль посильнее на выходе из поворота, и Miata на этих 16-дюймовых литых дисках с покрышками P195/50R16 тут же пойдет в занос, слегка вильнув кормой, что легко скорректировать быстрым движением руля. И все это без единого нажатия на кнопку систему контроля сцепления. Если говорить о рулевом управлении, то здесь  в Mazda задействовали систему электронного усилителя руля, такую же, как и у большинства моделей этого автопроизводителя. Можете сколько угодно жаловаться на использование электронного усилителя вместо гидравлического, но я вам рекомендую сесть за руль Mazda, и особенно Miata, чтобы убедиться, что подобная конфигурация может обеспечивать великолепную чувствительность, нарастающую в нужные моменты тяжесть и прекрасную информативность. По правде говоря, MX-5 оказалась немного легче, чем я ожидал, в плане рулевого управления, но в Mazda утверждают, что еще не произвели окончательную настройку этого узла и что версия для североамериканского рынка, с более мощным и тяжелым двигателем, получит и более «тяжелый» руль. Пока что нельзя сказать, станет ли эта тяжесть базовой характеристикой, или же она будет нарастать по мере необходимости, но мне кажется, это в любом случае будет хорошо. Новая Miata будет предлагаться либо с шестиступенчатой механикой, либо с «автоматом», и надо быть глупцом, чтобы не выбрать первый вариант. Как и у всех предыдущих поколений MX-5, коробка передач у четвертого — просто шедевр, с легкой, но уверенной педалью сцепления, которой легко дозировать усилие, и соответствующим рычагом, коротким и упругим, уверенно щелкающим при каждом переключении. Кроме того, эти три педали имеют идеальное расположение для переключения с перегазовкой, а предсказуемая педаль газа обеспечивает простоту переключения на нужных оборотах двигателя. Я не привык переключать скорости левой рукой по причине крайне ограниченного опыта управления праворульными автомобилями, но немного поупражнявшись с рычагом и научившись посылать сигнал к движению только левой рукой, я освоил быстрые, четкие и своевременные переключения скоростей.  Такие же, как в леворульной Miata первого поколения, с которой я общался этим утром. Само собой, у этого автомобиля идеальное распределение веса по осям, 50/50, хотя остальные детали спецификации новой модели пока что неизвестны. Нет данных и о размере тормозов, могу лишь сказать, что работают они отменно и ни разу меня не подвели. В самом деле, если вы хоть раз сидели за рулем Miata, ничто в поведении машины четвертого поколения вас не насторожит и не шокирует. И не разочарует. Она захватывает, она идеальна для неспешной прогулки по горному серпантину с руками на три и девять или длинной прямой трассе, положив один локоть на бортик двери и наслаждаясь легким встречным ветром. Эта Miata должна оказаться еще более приятной при ежедневной эксплуатации, поскольку ее салон теперь пришел в соответствие с требованиями XXI века. Это не означает, что у предыдущей модели был плохой салон, просто он устарел, особенно с учетом стремительного роста в области различных информационно-развлекательных систем и прочих умных гаджетов, которые сейчас считаются стандартными для любого современного автомобиля. MX-5 может похвастаться чистым и простым дизайном интерьера, сфокусированным на водителе, все органы управления аккуратно размещены на центральной консоли. К примеру, модель 2016 года оснащена функциональными подстаканниками и весьма просторной нишей между сиденьями, куда можно складывать нужные вещи. Информационно-развлекательная система Mazda, знакомая нам по модели Mazda3, теперь может быть установлена в Miata, предлагая тем самым владельцам родстера превосходное сочетание технологичности и функциональности, чего раньше не было. Прямо перед водителем располагается инструментальная панель, классическая и не перегруженная ненужными деталями. Диаметр рулевого колеса сократился, но настолько незначительно, что об этом можно даже не упоминать, а вот его ход, наоборот, слегка вырос (и по-прежнему отсутствует возможность телескопической регулировки положения руля). Сиденья удобные и поддерживающие, и что немаловажно, в новом автомобиле они расположены немного ниже, чем в третьем поколении (примерно на два сантиметра), все ради того, чтобы разместить как можно больше массы как можно ближе к дороге. Головы высоких водителей все так же будут слегка выдаваться над лобовым стеклом, но те из них, с кем я разговаривал после теста, не имели ничего против такого положения вещей. Напротив, хороший обзор передней части авто и дороги позволяет сосредоточиться на управлении, и это огромный прорыв. Подводя итоги всему, изложенному выше, можно сказать лишь одно: все здесь сделано для того, чтобы вы получили удовольствие от вождения. Никаких оправданий, никаких компромиссов. Именно это делает Miata такой, какая она есть. По большому счету, каждое последующее поколение родстера Mazda строилось с учетом сильных сторон оригинального MX-5. И эта четвертая глава не только продолжает славную традицию легкого японского спортивного автомобиля, которому вот уже более 25 лет поклоняются автолюбители во всем мире, но и придает неоспоримым достоинствам оригинала новый лоск. Как любят говорить представители Mazda, в каждой нашей модели есть немного Miata, и с момента своего дебюта этот маленький автомобиль вдохновляет весь автоконцерн, задавая ему направление для развития. Это не просто великий автомобиль, и не просто великая Mazda; моя поездка за рулем японской модели позволила понять, какой должна быть настоящая MX-5 Miata четвертого поколения. Если американской версии удастся сохранить заданный «японкой» четкий ритм, то настоящим ценителям хороших автомобилей есть чего ждать. MX-5 Miata всегда была автомобилем для водителя, и четвертое поколение несомненно доказывает, что рецепт, предложенный Mazda 25 лет назад, по-прежнему актуален.

Спецификации Mazda MX-5 Miata 2016

Двигатель рядный четырехцилиндровый, 1,5 л
Расположение двигателя переднее
Мощность 129 л.с.
Крутящий момент 150 Нм
Трансмиссия 6-МКП
Тип привода задний
Снаряженная масса 998 кг (приблизительно)
Количество посадочных мест 2

Фотобонус